Чешский квартал |
В результате присоединения Закарпатья к Чехословакии в 1920 г. город Мараморош переходит Румынии а Хуст становится центром Мараморшського комитата. Это вызвало строительный бум в городе. В следующие 10 лет построено больше 800 зданий в том числе здание окружного управления, гимназии, финансового и налогового управления, сберегательной кассы, окружной больницы, краевого суда, почты, русинских и чешских школ. Возник целый квартал жилых домов, который сегодня называют "Чешским кварталом". Проектировали здания пражские архитекторы-функционалисты (Й.Фрайвальд и др.). Уникальность жилых домов в квартале в том, что первые этажи построены из кирпича и камня а вторые - деревянные, срубные. |
|
Синагога в Хусте |
Синагога построена в 1872 – 1875 гг. Это единственная постоянно действующая синагога в Закарпатье со времени своего основание. Во время Второй мировой войны, в здании синагоги хранились вещи евреев, которых вывезли немцы.
Советская власть несколько раз пыталась забрать здание и превратить его в клуб или обувную фабрику, но еврейские женщины круглые сутки дежурили под синагогой и не позволили ее захватить. Эта синагога сооружена по всем канонам Иудейской религии. Характерная прямоугольная форма культового сооружения иудеев. Синагога разделена рядами колонн на 3 нефа (бывают синагоги с 5 нефами). Возле восточной части ковчег завета со свитками Торы, впереди повышение для их чтения. В синагоге 9 куполов, покрытые дранкой, 2 зала для молитвы, балкон для молитвы женщин. Помещение для женщин отделено от помещения для мужчин решеткой. |
|
Ковчег завета – это основная святыня иудаизма, которая находится в Иерусалимском храме. Это был деревьевянный, оббитый золотом сундучок, в котором якобы находились каменные дощечки – скрижали с заповедями, посуда с манной небесной, кормившая евреев в пустыне. В этом же ковчеге хранился и легендарный жезл Аарона. Ковчег завета закрывался золотой покрышкой (каппоретом), по бокам которой были изображения херувимы (шеститкрылые ангелы наивысшего ранга с большим количеством глаз). Каппорет считался троном бога Яхве. Иерусалимский ковчег был уничтожен во время разрушения Иерусалима крестоносцами. Ковчег завета находится в каждой синагоге, и в Хустской в том числе – это точная копия Иерусалимского. Тора – священная книга иудеев (это книга закона, учение). Её еще называют пятикнижьем. Для культовых целей используют только текст, написанный от руки на свитке пергамента. |
|
Возле синагоги почти всегда строилась баня, которая была объязательным атрибутом обряда. Здесь проводилось омовение – очищение водой разных частей тела, прежде чем войти в синагогу или начать молитву. Вот почему почти все бани городов, в том числе и хустская, построены возле Синагог. При синагогах всегда были и религиозные школы, где наизусть заучивали религиозные тексты. Руководил еврейской общиной Раввин (с древнееврейской – мой учитель) – служитель культа, который был для евреев наиболее авторитетным лицом. Центральная стена синагоги вымощена мраморными мацевами, где отчеканены имена погибших в концлагерях и гетто евреев. Синагогу можно посетить по выходным дням и в дни религиозных праздников. |
Православный кафедральный Собор Святого Кирилла и Мефодия ( 1991 г.) |
«Здесь будет сооружен храм в честь памяти миссионерских трудов Апостолов Славянскиз святых Кирилла и Мефодия и 1100-летия святого православия в Закарпатье. 24(11).5.1991г.». Такая надпись на мраморе хранится в этом кафедральном соборе, история которого тесно связана с историей Церкви нашего народа.
В 1988 г. страна праздновала 1000-летие Крещения Киевской Руси князем Владимиром Великим, тогда как Закарпатье отмечало свой личный юбилей (в 1989 г.) – но на 100 лет старше. Апостолы Подкарпатской Руси Кирилл и Мефодий, составив славянськую Азбуку, открыли нам Книгу жизни – Евангелие, на все века. Было решено построить в Хусте храм в честь наших первых Учителей. |
|
В 1991 году разрешили строительство нового собора возле центральной площади Хуста. Проект разработали архитекторы Ганзел С.И и Гайович П.М. и конструкторы Цапулич Т.В. и Микитин А.С. В 1994 году будущий собор получает статус кафедрального (главного). Сегодня эта святыня безусловно является украшением города. Сохраняя части мощей всех Киево-Печерских святых, собор Кирилла и Мефодия продолжает миссию святых братьев: приводить людей к Богу.
24 мая все славянськие народы празднуют День письменности и культуры, День памяти Кирилла и Мефодия, а для собора – это ещё и храмовой праздник. При кафедральном соборе святых Кирилла и Мефодия действует церковный хор, пением которого можно насладиться во время богослужений. Собор можно посетить в любой день, а также по выходным дням и в дни религиозных праздников. |
Костел Святой Елизаветы ( 1380 года) |
|
Хустський замок давно разрушен, а Елизаветинский костел ХІІІ столетия в готическом стиле радует глаз и сегодня. Храм построен из камня. Напоминает крепость: узкие окна-бойницы, могущественные каменные ограды вокруг храма с двумя воротами. Сквозь оконные отверстия хорошо видно толщину оград. Стоит храм на небольшом повышении, полностью доминируя над одноэтажными зданиями, которые здесь были еще в середине ХХ столетия. Народные предание говорят о том, что за стенами костела местное население пряталось еще во времена монголо-татарского нашествия 1241 – 1242 гг. Возможно так оно и было. Спасались в этом храме и жильцы города во время весенне-осенних наводнений.
И действительно, костел относится к укрепленным типам храмов. Вокруг костела оборонительная стена с двумя воротами, которые оформлены полукруглой профильной аркой. В плане храм прямоугольный, с пятигранной абсидой, которую поддерживают могущественные контрфорсы. Со стороны западного фасада находится башня – колокольня. В храме сохранились готические лучные окна, правда невысокие, поэтому и напоминают собой окна – бойницы. В интеръере храма хорошо просматривается лучная арка. |
|
Неф церкви перекрыт хрестовидними сводами, ребра четко профилированные и переходят в капители пилястры ( то есть прямоугольные в плане, вертикальные выступления стен, завершаются декоративными расширенными оздобами).
Значительная внутренняя перестройка церкви проведена на протяжении 1784 – 1783 гг Именно тогда появился каменный пол, места для сидения, расположенный в северной части верхний ярус и корона собора.
Недавно во время реставрации костела Святой Елизаветы сняли внутреннюю побелку и открыли давние готические фрески с изображением святых Иштвана, Ласла и герцога Имре, которые раньше украшали стены храма
На лоджии храма стоит древний орган.
До ХV ст. костел был католическим. В 1523-1524 годах стал протестантським благодаря Густи Ловашу Томашу, реформатору, проводнику, который родился в Хусте и принял кальвинистское учение.
С первой половины 1600 года во главе протестантськой общины становится семья Бетлен. Граф Бетлен Иштван на деньги своего брата – князя реконструирует церковь. В 1699 году построили 4 башни на крыше, которые стали образцом сегодняшних башен, отреставрированных в 2001 году.
Реформаторская церковь – это своего рода своеобразный архив и небольшой музей раритетов. Здесь хранится целый ряд вещей, которые служат храму уже не одно столетие. Это и уникальные чаши, дарохранительница, служебный инвентарь проповедника, старенькая кафедра, дубовые лавы, орган и т.п. Здесь хранятся и собственноручно написанные грамоты князьями и полководцами Трансильвании, в частности и грамота трансильванского князя Дьердя Ракоци, написанная 6 декабря 1644 года в Онодском замке.
Под полом находятся мощи таких известных людей, как: Довгаи Дьердь – крепостного (замкового) капитана, который умер в 1708 г., Петровци Кото Симония (1662 – 1708 г.) и ее мужа герцога Пекри Лавринца, куруц генерала, который умер 1709 году. Их имена, по инициативе Венгерского института истории, 18 июня 2006 года увековечили на мраморных плитах. Довольно давними есть и колокола церкви. Большой колокол – с 1683 года, поменьше – с 1587 года
Сегодня община протестантськой церкви насчитывает около 200 верующих. |
Римо-католический костел Святой Анни ( 1802 года) |
10 августа 1799 года римо-католической общине Хуста правительство разрешило разобрать восточную часть замка и этот дешевый строительный материал использовать для строительства римо-католической церкви. Колокол, который ныне находится на церкви, также заимствован от Часовой башни Хустского замка. Перенесли сюда из замка и оригинальные часы, чудом уцелевшие после пожара. При установке оказалось, что поврежденным был только механизм боя, который пришлось заменить новым. Сегодня часы показывают местное время.
Первым священником, проводившим здесь богослужение, был П. Иннокентий Шименелиус (Шимоншич). Он, возможно, и отвечал за строительство этого храма. Шимоншич был высокообразованным человеком. Он первый в истории нашего края собрал огромный исторический материал о Мараморощине.
Архивные документы 1802 года свидетельствуют, что Шимоншич на стенах нововыстроенной церкви велел сделать надпись: «Нарцис Хуст мембран суму, Нон викте, сед лацеранте – Екстет ут етерни форциор ара Деи», что в переводе означает «Это части замка Хуст, разрушенного, но непобедимого – более сильного в престоле живого бога».
С средних веков здесь хранится одна из самых больших святынь католиков – сентолтар. Католики называют ее «Святыней святынь». Сентолтар – святой алтарь – сделанный с благородного золота в Турции и символизирует тело Исуса Христа. Имеет вид царских ворот, размером около 50 на 30 см. На праздник выставляется на стол, специально сделанном для этого в 1941 году. В храм эта святыня попала от одного из трансильванских князей. В 1944 году перед приходом в Хуст советских войск эту святыню хотели переправить в Будапешт, но прихожане не позволили это сделать и сохранили ее до наших дней. В дни больших праздников каждый может увидеть эту святыню. При римо-католическом костеле Святой Анни действует церковный хор. |
Греко-католический Свято-Вознесенский собор ( 1747 года) |
По преданию собор построен в 1747 году греко-католической общиной города Хуст. Посвящено его в честь и памяти Вознесения Господнего
Современный вид приобрел в 1837 году, когда некоторые части собора перестроили, а другие – достроили
Иконостас для нового собора изготовил Франциск Тек, сделавший иконостас для Ужгородского кафедрального собора. Две каменные башни соорудили в 1855 году на средства мещан
В первой половине февраля 1949 года советской властью арестованы священники собора ликвидирована греко-католическая церковь на Закарпатье. Государственными структурами собор передали православной церкви Московского Патриархата
Ровно через 41 год, 12.02.1990 , верующие собора возвращаются к своему греко-католическому вероисповеданию, и с того времени собор становится снова греко-католической святыней
Хустський греко-католический Свято-Вознесенский собор - это один из трех соборов Мукачевской греко-католической епархии, после Ужгорода и Мукачева. |
Монумент Славы в честь погибших в Великой Отечественной войне |
27 июня 1971 года состоялось открытие Монумента Славы в центре города. Он сооружен по проекту архитектора С. Шолтеса и скульптора Г. Чумакова в честь погибших воинов в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.
Высоко в гору поднимается памятник, похожий на развернутый флаг. На нем вычеканенны имена воинов советской армии, которые погибли в боях с немецкими войсками на территории города Хуст. |
Памятник Дмитрию Вакарову |
На площади возле Хустской специализированной школы І–ІІІ степеней №1 им. Августина Волошина, на улице Карпатской Украины, в 1967 году открыт пам’ятник Дмитрию Вакарову, который в 30-х годах учился в Хустской гимназии и закончил ее в 1941 году. |
Памятник российским военнопленным, погибшим в 1914-1915гг. |
В І Мировую Войну в Закарпатье было много российских пленных. Старожилы рассказывают, что российских пленных городская власть использовала для разных тяжелых работ. Кое-кто с хустян любил общаться с «москалями» (так называли они российских военнопленных), помогали пищей. Пленные почти свободно ходили на работу без особой стражи. Работники из них были не плохие. Они косили, носили тяжелые мешки, разбивали огромные глыбы для мостовых дорог. Не зная официального здесь венгерского языка убежать далеко не могли. Но лагерь есть лагерь. Большое скопище людей, плохие санитарно-гигиенические условия, холодная и голодная зима 1915 года. Здесь вспыхнула эпидемия тифа Умирает много военнопленных. Лагерь переводят подальше от города (в район села Кривая – за Тису), а умерших здесь же хоронят. По просьбе пленных староста Хуста позволяет им построить памятник на братской могиле несчастных товарищей. Для этого выделяет им даже подводу с лошадьми. На ней пленные привезли песок и камень для памятника. Кое-кто из местных жителей помогал россиянам строить этот памятник. Вот и вся более или менее достоверная история о том, не таком уже и далеком от нас, времени.
А вот почему на могиле православных россиян католический крест?, хотя православные признают однораменний крест, и православные закарпатцы никогда им не пользовались, потому что такой крест признают только римо-католики. На этот вопрос ответить сложно. Как и невозможно назвать хотя бы одну фамилию из похороненных в этой братской могиле. Никакого архивного документа о этих событиях не сохранилось |
Памятник воинам Карпатской Сечи на Замковой горе |
Торжественное открытие памятника воинам Карпатской Сечи на Замковой горе состоялось в воскресенье, 15 марта 2009 года во время празднования в городе Хуст 70-й годовщины провозглашения независимости Карпатской Украины и 135-й годовщины со дня рождения Президента Карпатской Украины Августина Волошина, в котором принял участие Президент Украины Виктор Ющенко. Этот памятник был построен возле могилы карпатских сечевиков на Замковой горе именно к 70-й годовщине провозглашения независимости Карпатской Украины. По случаю открытия памятника здесь состоялось торжественное вече (собрание) |
Мемориальная таблица Михаилу и Юлию Бращайкам. |
Мемориальная таблица, выполнена в бронзе, Михаилу Бращайку – выдающемуся общественно-политическому деятелю Хустщини, вмонтирована в здание по ул. Свободы, №14 с таким текстом:
« В этом доме в 1938-1939г.г. проживал выдающийся деятель национально-освободительного движения, посол сойму, глава конституционно-правящей комиссии сойму карпатской украины доктор Михаил Бращайко». |
Мемориальные таблицы А.Волошину |
На первой, что слева: «Дорогой мой народ! с большим утешением и невыразимой радостью вижу, что ты выработал в себе сознание, что ты не являешся уже тем униженным рабом, тем несчастным ругеном, которым тебя когда-то с презрением прозывали чужие барины, а ты есть сын большой наций святого Владимира Великого и Ярослава Мудрого. 14 февраля 1939 г.».
На второй, что по центру: « В ЭТОМ ДОМЕ 1938-1939 Г.Г. ПРОЖИВАЛ ПРЕЗИДЕНТ КАРПАТСКОЙ УКРАИНЫ АВГУСТИН ВОЛОШИН».
На третьей, что справа: «Мое завещание. Твердо верю, что обновление церковного единства принесет за собой и политическую свободу нашего народа. с горячей любовью к тебе, народ мой, желаю чтобы ты быстрее обновил свое церковное и народное единство и чтобы в будучности не дал себя разбивать чужими интересами. 19 августа 1944 г.». |