Расположение Горянской ротонды |
Горяны – предместье Ужгорода, которое раньше было отдельным селом. Название населенного пункта происходит от слова “горяны” – горные жители
В Горянах находится одна из самых древних архитектурных памятников Украины общеевропейского значения – церковь свят. Анны или Горянская ротонда
Горянская РОТОНДА (ХІІст) – один из ценнейших памятников храмовой архитектуры Украины, своим значением и возрастом уступает разве что Софии Киевской (София построена Ярославом Мудрым в 1011р.). Ротонда уникальна тем, что является шестигранной. Церквей такой редкой формы в мире - единицы.
* «Rotunda» с итал. - Круглое строение. |
|
Выше храма находятся руины «не то замка, не то укрепленного дворца», которые в народе называют «городысько». Существуют легенды, рассказывающие о том, что здесь когда-то существовал монастырь, поэтому остатки оборонительных валов и стен могли принадлежать монастырю. Однако некоторые историки считают что это останки древнего Ужгородского замка, а ротонда святой Анны - замковый храм. Впервые эту мысль высказал Карл Месарош еще в начале ХХ века. Николай Антал в 1926 году проводил в Горянах раскопки. На основе их результатов утверждал, что остатки стен являются останками древнего Ужгородского укрепления, который он называет Ужанским Староградом (Ungovar) в противовес нынешнему, который он называл Новоград (Ungujvar).
В доказательство правильности своего мнения он приводит найденные здесь много лет назад сотни черепов под корнями поваленного бурей ореха, немого свидетеля жестоких боев, которые когда-то проходили под стенами замка. Его мнение разделял Ириней Кондратович, с той только разницей, что Горяны считал вторым местом расположения Ужгородского замка, а нынешнее - уже третьим. Во многих исторических документах той эпохи сегодняшний замок действительно называют Новоград, в частности в дарственной грамоте егерского капитула (1248 г.), и в дарственной грамоте Будинськой капитулы (1250 г.). Интересно, что за последние тысячу лет река Уж настолько часто меняла русло, установить ее точное направление во времена основания замка старого Ужгорода практически невозможно. Но зато выявлено и зафиксировано в исторических документах наличие большого количества так называемых мертвых русел (по венгерски - morotva), которыми когда-то протекала беспокойная река, а затем оставила их, проложив себе новый путь. Подобное мертвое русло обнаружено и в Горянах. |
Дата строительства церкви святой Анны. |
|
1) Старинную святыню открыли для мира относительно недавно и почти случайно. В 1879 году в небольшом селе Горянах в полузабытой церкви Св. Анны начались ремонтные работы. Вдруг один из мастеров заметил, как из-под старой штукатурки появляются на свет цветные фрески. В то время Закарпатье входило в состав Австро-Венгерской империи, поэтому, когда о находке стало известно, сюда срочно прибыли специалисты из Будапешта. Исследователи были шокированы, осматривая старинные настенные росписи, ведь только предварительный анализ горянских фресок показал, что это нарисовано в XIV-XV веках. Ученые начали детальное изучение здания, здесь побывали многочисленные научные экспедиции. Таким образом, церковь с окраины Ужгорода стала известна на всю Европу. После проведенной реставрации церкви в 1911 году, тогдашние ученые смогли увидеть материал из которого возведены стены ротонды. Сходство материала построения с материалом замковых романских стен привело их к одному выводу Горянская церковь относится к Х-ХI вв.
Однако с переходом края в состав Чехословацкой республики, в которой историческая школа стояла на высоте благодаря государственной поддержке, исследования ротонды набирают еще большие обороты ..
2) - В 1921 году выходит публикация исследователя М.Новакивского, где утверждается о византийском влиянии на архитектурный стиль церкви.
- Другой историк Ф.Заплетал относит время построения к XIV в., а строителям по мнению исследователя мог быть подольский князь Корятович.
- Историк И.Крал относил церковь Св. Анны к архитектурным сооруженям IX в. Великоморавского государства.
- Известный литератор В.Пачевский безапелляционно утверждал, что ротонда построена в стиле храмов из Галичины, ибо известно, что фундаменты таких же ротонд найдены в Галиче, Владимире-Волынском и Холме.
- Исследователь европейской культуры В.Залозецький искал сравнительный стиль круглых церквей на Балканах, где есть немало романских ротонд ХI-ХII вв.
- Другой известный исследователь церковной архитектуры В.Сичинський после обобщающих исследований приходит к выводу, что ротонда относится к Х в. и была построена славянскими строителями под влиянием византийской архитектурной школы. Надо предоставить надлежащее Сичинскому, он один из первых обратил внимание на строительный материал и кладку древней церкви.
- Новый этап исследований начался в советский период. Одним из первых исследователей был Логвин, который отнес время построения ротонды к XIII в., и отметил в своей работе, что, пожалуй, в ее строительстве принимали участие архитекторы из Галичины.
- А вот известный закарпатский историк П.Сова доказывает новую мысль о построении круглой церкви в период XII в, монахами ордена Св. Павла.
3) В конце 60-х годов венгерские исследователи (В.Гервес-Молнар) особенно заинтересовались ротондами Панонии. Они сделали обобщающие исследования и пришли к выводу, что Горянская ротонда имеет близких «родственников» среди двух ротонд в венгерских селах Кисомбор, Корчо. Одинаковые геометрические формы, строительный материал все это привело к мнению объединить эти три церкви в один архитектурный ряд и смело говорить о ДАТЕ ПОСТРОЕНИЯ - ХІ СТ.
О участии в создании Горянской ротонды мастеров византийского происхождения говорит то, что она построена не из традиционного в те времена для культовых сооружений дерева, а из кирпича – плинфи 30х17х4,5см. Такие кирпичи использовали в Византии до 15ст. Позднее уже использовали кирпичи современного размера. |
Архитектура Горянской ротонды |
Сегодня Горянская церковь свят. Анны это шестиугольное строение в толщину стен которой врезано шесть полукруглых ниш с тремя окнами, сверху на строении лежит облегченный тамбур с шестью окнами.
Горянская ротонда уникальна тем, что является шестигранной изнутри. Храмов такой редчайшей формы в мире — единицы. В связи с этим существует предание о том, что храм может очистить от злых духов и демонических сил, а также предоставить человеку возможность прикоснуться к Вечности. Базируется он на том, что гексограм, то есть шестигранник — древний астральный символ. Он пришел из Месопотамии к Иудеи, где стал символом Бога Яхве, а потом — к средневековым христианам. Мастера, которые сводили подобные здания в давние времена, считали, что шестигранник символизирует сверхъестественные силы Солнца и Света, а также Бессмертие и Вечность. Люди верили: когда кто-то становится в центр такого шестигранника, темные силы отступают. |
Вторая часть здания — прямоугольный готический неф, пристроенный к ротонде в ХV столетии. В ХVІІІ ст. здесь посроили большую башню, а в 1912 г. над западным фасадом церкви была надстроена деревянная колокольня. Тогда же были проведены первые реставрационные работы: укреплены фундаменты ротонды, почищены фрески, замурованы трещины, сооружено новую шлемообразную кровлю. На протяжении длительного времени храм принадлежал римо-католической общине, и только с 1949-го года перешел к православным.
В 1959 году в колокольню ударила молния, после чего храм закрыли в связи с аварийым состоянием. Позднее церковь стала филиалом Закарпатского краеведческого музея. И только в 1991 году ротонду передали Мукачевской греко-католической епархии. С того времени здесь проводят регулярные богослужения.
Но наверно самым привлекательным является то что внутренние стены расписаны в XIII в. художниками в стиле итальянской раннеренесансной школы Джотто.
* (Джотто (1267-1337) основал стиль трехмерного эффекта с помощью света и тени, что придавало картине объема и "реализма". В то время это считалось мистификацией, поэтому некоторые критиковали этот стиль заявляя, что росписи должны быть двумерные - вот тогда они реальны.) |
Фрески в Горянах (церкви свят.Анны). |
Фрески и сегодня поражают посетителей высоким мастерством исполнения и одновременно жизненностью персонажей. Ученые придерживаются мнения, что фрески в Горянах представляют эпоху раннего Ренессанса и выполнены в XIV веке итальянскими мастерами школы Джотто. Технология их выполнения - это сложная методика, что сейчас уже не применяется: мокрая "свежая" поверхность при росписи впитывала в себя 10-сантиметровый слой краски.
Фрески "Благовещение", "Бегство в Египет", "Поклонение волхвов Христу", "Тайная вечеря", "Христос перед Пилатом", "Путь на Голгофу", "Распятие" и другие поражают простотой и жизненностью их персонажей. Часть фресок сохранилась фрагментарно. |
На стенах храма изображены сцены из Нового Завета. Главные эпизоды жизни Иисуса Христа: |
"Благовещение", - отмечают 25 марта. Это уведомление архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении ею Иисуса Христа.
Есть два варианта изображения этого события. Первый это когда Мария услышала благословение набирая воду у колодца, второй - когда в момент явления ей ангела она читала отрывок из книги пророка Исаии с его пророческими словами: «Дева во чреве примет и родит Сына». Поэтому Благовещения Девы Марии иногда изображается с раскрытой книгой |
|
Начиная по крайней мере со II века, Благовещение рассматривалось как первый акт в христианской истории искупления грехов, в котором послушание Девы Марии уравновешивает непослушание Евы (толкование Иринея Лионского). Мария становится «новой Евой». В тексте знаменитого гимна Ave maris stella (IX век) говорится, что имя Eva является анаграммой слова Ave, с которым Гавриил обратился к «новой Еве». Иными словами, назвать Еву означало вспомнить и Марию. Иероним вывел краткую формулу: «смерть - через Еву, жизнь - через Марию». Августин писал: «из-за женщины - смерть, и через женщину - жизнь».
Считается, что Бог отправил архангела с благой вестью в тот же день 25 марта, в который произошло Сотворение мира - таким образом, человечеству был дан второй шанс.
Обычно присутствует также Святой Дух в образе голубя, и луча света, в котором птица спускается. Голубь может быть в золотом вращающемся диске. На иконах в месте соприкосновения луча с телом Богоматери может быть изображена фигурка младенца в мандорле, символизирующий Воплощения.
В средневековых произведениях встречаются также изображения Бога-Отца, иногда в виде указывающей руки в облаках, или лица, смотрящего с небес. Встречались и изображения Святого Духа в виде младенца (Младенца Христа), летящего к Деве Марии с крестом, с голубем или без него. Но позже эта иконография была признана еретической, так как Мария должна была зачать ребенка, а не получить его с небес. |
"Дары волхвов",
Волхвы (волшебники, мудрецы) принесли младенцу три подарка: золото, ладан и смирну (Миррен). Согласно Писанию, Вифлеемская Звезда перемещалась по небу с востока на запад и остановилась прямо над пещерой с колыбелью младенца, указав волхвам дорогу.
Волхвов позже назвали царями. Апокрифические евангелия дали им имена - Каспар, Мельхиор и Бальтазар. Они считаются покровителями путешественников и поэтому их имена часто входили в названия гостиниц. Евангелист не пишет о количестве волхвов. По количеству принесенных даров предположили, что их было трое. Это число позволяло поиграть с воплощением различных идей. Так, по мере развития иконографического типа волхвов стали изображать как представителей трех разных периодов возраста человека (Бальтазар - юноша, Мельхиор - зрелый мужчина и Каспар - старик) и трех разных сторон света (Бальтазар - мавр, Африка; Мельхиор - белый человек, Европа; Каспар - с восточными чертами или в восточном одежде, Азия).
Согласно Евангелию апостола Матвея, волхвы жили где-то на востоке. Они увидели в небе звезду и поняли, что она является знамением. Уйдя за ее движением по небосводу, они пересекли несколько государств и прибыли в Иерусалим. Там обратились к правящему царю этой страны, Ироду, с вопросом, где они могут увидеть только что родившегося Царя Иудейского, предполагая, что правитель должен быть связан с ним родственными узами.
Ирод встревожился этим известием, но виду не показал и вежливо проводил волхвов из дворца, попросив их, когда найдут Царя, сообщить ему, где он находится, «чтобы и мне пойти поклониться Ему». Волхвы покинули Иерусалим и пошли дальше путеводной звездой, приведшая их в Вифлеем. Там они нашли Марию с младенцем, поклонились и принесли дары. После этого волхвам во сне явилось откровение, к Ироду возвращаться с известием об успехе их путешествия не следует, и решили уехать домой другой дорогой. Не дождавшись волхвов, расстроенный Ирод устроил избиение младенцев.
Принесенные волхвами дары имеют такое символическое значение:
Золото - это царский дар, который показывает, что Иисус был человеком, родившимся, чтобы быть Царем;
Ладан - это дар священнику, поскольку Иисус пришел стать новым Учителем и истинным Первосвященником (см. иконографию «Великий Архиерей»);
Смирна - это дар тому, кто должен умереть, потому что смирну употребляли для бальзамирования тела умершего. Этот дар отсылает к искуплению Христа - одним из эпизодов Страстей Господних, которые завершились Распятием, будет помазание ног Спасителя миром, а перед погребением его тело было Помазано душистым составом из смирны и алоэ.
* Считается, что традиция дарить подарки на Рождество была заложена именно Волхвами. |
"Бегство в Египет": описанное в Евангелии от Матфея бегство семьи Иисуса Христа в Египет, чтобы избежать избиения младенцев, объявленного по указанию царя Ирода.
Евангельский рассказ об этом событии очень краткий, большинство подробностей содержится в апокрифических (тайных, не вошедших в Библию) Евангелиях детства Иисуса.
Рассказ о бегстве Святого семейства в Египет содержится только в Евангелии от Матфея. После того как волхвы, принеся дары младенцу Иисусу, не вернулись к царю Ироду праведному Иосифу во сне явился ангел, повелевший: «Вставай, возьми младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его »(Мф.2: 13). Иосиф выполнил это распоряжение и ночью с Девой Марией и младенцем Иисусом направился в Египет, где находился до смерти Ирода. Евангелист связывает (Мф.2: 15) бегство в Египет с пророчеством Осии: «Я любил его и из Египта вызвал сына Моего» (Ос.11: 1).
О смерти Ирода Иосифу было возвещено ангелом и Святое семейство вернулось «на землю Израилеву», но, узнав что в Иудее царствует сын Ирода Архелай, побоялось идти туда и поселился в Назарете
Наиболее популярные сюжеты:
- Явление ангела Иосифу (изображается как перед бегством в Египет, так и перед возвращением из него);
- Святое семейство по дороге в Египет (изображается процессией с участием апокрифических персонажей);
- Отдых Святого семейства (часто изображается пальма, чудесным образом склоняющая свою крону, чтобы укрыть Деву Марию от жары);
|
"Тайная вечеря". На Тайной Вечере Исусом было установлено главное таинство христианской веры - евхаристия (что в переводе с греческого означает "благодарение"), во время которого все верующие причащаются Тела и Крови Самого Христа. Без Причастия, учит Церковь, нет истинной христианской жизни; в этом таинстве происходит самое полное, насколько это возможно только на земле, соединение человека с Богом.
В искусстве изображают тот момент "Тайной Вечери" , когда Иисус сообщает, что один из учеников предаст его (а именно реакцию всех апостолов на эти слова) пример Леонардо Да Винчи (1452-1529)
* До Леонардо Да Винчи тайную вечерю изображали просто как ужин без всякого подтекста. |
|
|
|